irussyab (irussyab) wrote,
irussyab
irussyab

Categories:

О кризисах жизни

Мне в голову пришла идея рассказать вам кое-что о кризисах жизни и об их периодизации. Это, друзья мои, будет из серии психологии, поэтому если чувствуете, как у вас бессознательно морщится нос и лоб - не читайте ))) ну а я расскажу, поскольку и кое-кому из вас может быть интересным (если дети есть), да и у меня заодно материал немного структурируется.

Пожалуй, из всех периодизаций мне ближе всего психосоциальная, по Эрику Эриксону, поскольку она ближе к социальным отношениям, а мы с вами в социуме живем, как-никак. Так вот, что говорит нам Эриксон - в каждом из периодов развития есть свой кризис, который нужно прожить и из которого нужно выйти либо в минусе, либо в плюсе. Он выделяет восемь стадий в течении нашей жизни:

Стадия 1. Орально-сенсорная. Возраст: младенчество, от рождения до года. В этом периоде ребенок проходит кризис формирования доверия. Если в это время младенец получает удовлетворение своих потребностей (например, кормление по требованию, а не по времени, мама его обнимает, ласково и нежно с ним говорит, качает, откликается на его призыв и тд), то у ребенка формируется доверие к окружающему миру, мир для него не враждебен, у ребенка появляется надежда и энергия, он готов открыто идти в этот мир и далее (например, уверенно начать ходить). Если же его безопасность в этом периоде под угрозой (позвал маму, а ее нет, хочу есть - не дают, хочу спать - не качают), то как итог мы получим замкнутость, страх, тревожность и формирование установок опасности мира, недоверия ко всему вокруг. В этом периоде личность ищет ответ на вопрос "надежен ли мир?", радиус формирования личностно-значимых отношений - это мама.

Стадия 2. Мышечно-анальная. Возраст - ранее детство, от года до трех. Здесь мы проходим кризис автономии или стыда с сомнением. Дети начинают ходить, отделяться от матери, познавать мир (враждебный или достойный доверия), здесь же происходит стадия осваивания "горшка" (как бы смешно это ни звучало). В этом периоде ребенок определяет, насколько он самостоятелен - если ему удается самостоятельно что-то делать, то у него формируется чувство самоконтроля и уверенности в себе, через этот кризис он проходит с вырабатыванием чувства свободы, воли, и отвечает на вопрос "я - окей?", то есть я могу? Могу ли я управлять собственным поведением? Радиус значимых отношений - родители. И если ребенок в своих порывах самостоятельности терпит неудачи, и его за это ругают (ты неряха! ничего не можешь! дай лучше я сама! ты три часа колготки напяливаешь!!) - вуаля, привет гиперопека, формируется стыд за себя, сомнение в своей состоятельности. Ну и да, кризис трех лет, когда "я сам" тоже здесь )))) Родителям - только тепрение, посильное участие во всех попытках, и совместная деятельность ))

Стадия 3. Локомоторно-генительная. Возраст дошкольный, от трех до шести лет. Кризис инициативности или чувства вины. Здесь мы отвечаем себе на вопрос "Как много я могу сделать?". Дети начинают познавать как устроен мир, и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит и из реальных, настоящих обьектов, и из воображаемых. Если ребенку дают возможность вырабатывать свои способы взаимодействия, поддерживают, не насмехаются, а участвуют (в должной мере), то мы приобретаем инициативность, предприимчивость, уверенность в своих действиях, в своих намерениях. Если же нас постоянно за всё критикуют и еще наказывают за то, что ты совершил проступок, пока играл во что-то воображаемое, то развивается чувство вины за свои действия, за свое существование, за поступки, и в жизни мы будем тормозить всё, что угодно, лишь бы не быть виноватым (а по определению, мы во всем виноваты, если вышли из этого кризиса с минусом). Ну и да, радиус значимых отношений - семья. Здесь, же, кстати, проходит эдипов комплекс ))) в этом возрасте сыновья хотят жениться на мамах, дочки - выйти замуж за папу ))) что, кстати, тоже имеет свои последствия "неотсепарированности".

Стадия 4. Латентная. Возраст школьный, от шести до 12 лет. Здесь мы проходим кризис чувства неполноценности, отвечая на вопрос "способен ли я?". С наступлением школы, ребенок приобретает большое количество знаний, его компетенции развиваются. Чувство "Я" обогащается. Радиус значимых отношений - соседи, школа. Здесь мы начинаем потихоньку сравнивать себя со сверстниками. И если тебя воспринимают как тебя, то на выходе из кризиса ты будешь приветлив, компетентен, уверен в себе, трудолюбив. Если же тебя постоянно сравнивали с окружением не в твою пользу, и навешивали всеми нами любимое "ты посмотри, как твоя подружка хорошо уроки делает, не то что ты! все вокруг такие хорошие дети, вон, и Вика, и Ваня, а ты что?!?!" - то ты получишь чувство собственной неполноценности, инерцию, и вступишь в следующий этап с ощущением того, что ты полное гавно и вообще хуже всех других, и что наверное лучше прокрастинировать, чем вообще хоть что-то делать (всё равно всё плохо сделаешь же).

Стадия 5. Подростковая. Возраст - юность, с 12ти до примерно 20ти лет. Значимые отношения лежат в радиусе группы сверстников и моделей лидерства. Здесь у нас идет кризис идентичности. Мы ищем себя, задаваясь вопросом "Кто я есть?", "Каковы мои убеждения и взгляды?". С течением времени мы видим и переживаем много ролей - ученик, старший (или младший) брат или сестра, музыкант, спортсмен, всегда первый или всегда последний, и т.д. И наша задача - разобраться во всех этих ролях, интегрировать их все в себя, в одно целое. В этом периоде мы красим волосы, меняем стили одежды, пробуем курить, ругаться матом, ищем свои идеалы и базовые установки, понимаем, устраивает ли нас наше тело, какую музыку мы любим, и так далее (сами помните). На выходе из кризиса мы определяем свою идентичность - если выход с плюсом, понимаем свой стиль и находим ощущение верности себе. Если же выход с минусом - наступает диффузия идентичности, беспорядок ролей, отрицание самого себя. Ребенок себя не находит, он не понимает, кто он такой, и потому его постоянно бросает из крайности в крайность. Кстати, примечаение: все пирсинги, тату, булемии, анорексии в этом периоде - это неприятие своего тела, желание его украсить, переделать... (привет из предыдущего кризиса - "боже, ты посмотри на себя в зеркало!")

Стадия 6. Ранняя зрелость. Возраст - молодость, 20-25 лет (у иных даже до 35). Здесь у нас кризис вопроса "могу ли я иметь интимные отношения, могу ли я отдать себя другому?", могу ли я быть близок с кем-то, или я буду в изоляции? Близость здесь понимается под способностью доверить себя кому-то, отдать часть своей души, не боясь при этом потерять себя. Как плюс мы приобретаем чувство интимности, умеем любить, как минус - боязнь, одиночество, чувство собственной исключительности, остракизм, постоянную необходимость конкурировать вместо того, чтобы просто любить. Радиус значимых отношений у нас - партнеры по дружбе, сексе, чувствам, сотрудничеству.

Стадия 7. Средняя зрелость. Возраст - зрелость, от 26 до 64 лет. Это кризис стагнации жизни (среднего возраста). На этом этапе жизни мы задаемся вопросом "что я могу оставить будущим потомкам? что значит моя жизнь для меня? что я собираюсь делать с ее остатком?". Здесь мы либо научаемся отдавать свое внимание другим, уметь заботиться о том, что уже произвели к этому моменту, мы целеустремленны в чем-то, продуктивны в оказании помощи своим родным и близким. Как минус - излишняя озабоченность самим собой, покоем, здоровьем, стагнацией, застоем своей жизни, регрессией и обеднением своей личной жизни и потому - неприятием окружающей среды (вот откуда эти все негативно настроенные бабушки-старушки, да?). Радиус значимых отношений - ведение домашнего хозяйства. Мы либо становимся добрыми стариками, либо токсичными тещами\свекровями ))))

Стадия 8. Старость. Возраст - после 65 лет. Кризис мудрости. Мы думаем о том, довольны ли мы прожитой жизнью, имела ли она смысл? У нас либо наступает чувство завершенности жизненного пути, приходит целостность, мудрость, либо в нас поселяется неудовлетворенность, и мы всем пренебрегаем, обесценивая себя, всё вокруг, всех и каждого, испытывая отчаяние за череду упущенных возможностей и безысходность.

Ну вот, как я красиво всё описала, да? ))) Не зря я хожу на лекции и слушаю всё это )))))))) Бггггггг
Надеюсь, вам было интересно и вознавательно )))))))))
Всех целую, ваша "психологиня" бля ))))))))))
Tags: личная жизнь, любопытной Варваре..., психологияия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Будни сапиофила

    У меня прекрасное настроение ))) Вчера выдалось замечательным - спокойным, размеренным, тихим, а если сюда еще и вечер пятницы приплюсовать, когда я…

  • Понедельничный катарсис

    Мне на голову опять наступил понедельник. Работы овердохуя, а желания - прямо противоположно, нет. Так что отрину-ка я от своей груди всё вот это…

  • Про время и его осознанное использование

    В доме, где живет моя мама, есть ТСЖ (товарищество собственников, вместо управляющей компании). Вообще, идея с ТСЖ - какая-то полнейшая херь, но это…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Будни сапиофила

    У меня прекрасное настроение ))) Вчера выдалось замечательным - спокойным, размеренным, тихим, а если сюда еще и вечер пятницы приплюсовать, когда я…

  • Понедельничный катарсис

    Мне на голову опять наступил понедельник. Работы овердохуя, а желания - прямо противоположно, нет. Так что отрину-ка я от своей груди всё вот это…

  • Про время и его осознанное использование

    В доме, где живет моя мама, есть ТСЖ (товарищество собственников, вместо управляющей компании). Вообще, идея с ТСЖ - какая-то полнейшая херь, но это…